ХТ -туристический форум Украины и велофорум Харькова http://xt.ht/phpbb/ |
|
Как работает планетарка http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=20698 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | ВладМур [ 18.12.2009 15:42 ] |
Заголовок сообщения: | Как работает планетарка |
Гайки,шестерёнки и всякие там пружинки мы уже покрутили-повертели:http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=20550-танцы с бубном закончились,начинаются хороводы с колокольчиками. Теперь попытаемся узнать,так где же там прячутся,эти 3 скорости? Свои умозаключения по этому поводу я представляю на суд форумчан.Все схемы условны,без всякой привязки к размерам и внешнему виду-с ним можно ознакомиться в указанном выше топике. Итак: Вложение: Что мы видим?А видим мы вот что-управляющий тросик ослаблен,включена 3-я,повышенная передача.Под действием пружин(на схеме их нет) и втулка-ползун 6,и внешняя звезда 7(названная мною ранее"солнечной") находятся в глубине втулки.В этом случае вращение от задней звездочки,закреплённой на промежуточном конусе 11 передаётся через шлицевое соединение втулке-ползуну 6.От него,через шестизубую шайбу 8-на корпус водила 3.В нём на своих осях сидят три планетарных шестерни 5.Вращение через оси передаётся шестерням,которые прокатываясь одной стороной по зубьям 4, расположенных на оси втулки 1(она неподвижна-закреплена в дропаутах),другой своей стороной приводят в движение внешнюю звезду 7 с повышающим коэффициентом.Далее вращение от внешней звезды 7 с помощью собачек трещётки 9 передаётся на корпус втулки 2.При этом собачки 10 на корпусе водила 3,свободно щёлкают,так как скорость вращения корпуса втулки 2 выше скорости вращения водила. Вот так(синим показано прилагаемое усилие,красными крестами отмечены зацепления,через которые оно передаётся): Вложение: Теперь вытащим управляющий тросик наполовину полного хода-включим вторую(прямую) передачу: Вложение: Под действием тросика втулка-ползун 6 сдвинулась наружу,войдя в зацепление через шлицы с внешней звездой 7 .При этом шестизубая шайба 8 вышла из зацепления с корпусом водила 3.В этом случае вращение от задней звездочки,закреплённой на промежуточном конусе 11 передаётся через шлицевое соединение втулке-ползуну 6.От него,через,опять же шлицевое соединение-внешней звезде 7,и далее,через собачки 9 на корпус втулки БЕЗ участия планетарных шестерён 5,т.е напрямую. Вложение: Тут надо отметить,что планетарные шестерни по-прежнему входят в сцепление и с внешней звездой 7,и с зубьями 4.Внешняя звезда 7 приводит в движение планетарные шестерни ,те,в свою очередь,прокатываясь по зубьям 4 вращают водило 3 тем же коэффициентом скорости,как и при повышенной третьей передаче,только понижающим.Собачки 10 водила так же щёлкают,так как скорость вращения корпуса втулки выше скорости вращения водила. Проще говоря,и водило и планетарные шестерни крутятся вхолостую,бесполезно треща собачками. Ещё раз натягиваем тросик-включаем первую,пониженную передачу: Вложение: Теперь тросик передвинул кроме втулки-ползуна 6 ещё и внешнюю звезду 7 наружу.При этом собачки 9 упёрлись в пологий буртик 12(я обозвал это место "парковочной зоной) на корпусе втулки и приподнялись,выйдя из зацепления с корпусом(скользят по парковочной зоне).Сейчас вращение от задней звездочки,закреплённой на промежуточном конусе 11 передаётся через шлицевое соединение втулке-ползуну 6.От него,через,опять же шлицевое соединение-внешней звезде 7,и далее на внешние стороны планетарных шестерён 5.Шестерни,своей внутренней стороной прокатываясь по зубьям 4 вращают водило 3,приводя его в движение через свои оси с указанным выше понижающим коэффициентом скорости.Водило передаёт своё вращение корпусу втулки через собачки 10. Вложение: На этот раз у нас ничего не трещит в колесе-в тишине фигачим в гору |
Автор: | Миша [ 18.12.2009 16:48 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
вопрос ребром - можно ли сделать одну из передач "фикс" - глухую ? |
Автор: | ВладМур [ 18.12.2009 20:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
Миша писал(а): вопрос ребром - можно ли сделать одну из передач "фикс" - глухую ? Почему-то ждал такой вопрос .Чтож,посмотрим: Вложение: Форма ответной части собачек №9 вполне позволяет это сделать.На заднем плане видны зубья собачек №10-те не подходят(одна сторона пологая) Дальше: Вложение: Шлицы.В принципе,какая разница,толкать вел вперёд или тормозить-я думаю,выдержат.А вот собачки не подойдут-они работают на односторонний зацеп.Надо либо дорабатывать эти,либо изготавливать новые. Вложение: Вложение: Может,в последнем случае доработать корпус внешней звезды,на котором они крепятся?Например,сделать под новые собачки новые посадочные места,по типу такого,куда заходит хвостовик пружины нынешних собачек(фрезеровка поперёк ручья пружины)?А пружина(новая)будет ПОД новыми собачками в своём ручье и работать на ВЫТАЛКИВАНИЕ их? Тогда вроде получится повышенная и прямая передача-фикс,пониженная-со свободным ходом.Как там с тормозом-не прикидывал.На всяк случай-вес втулы в сборе сейчас-1.36кг. |
Автор: | Bill_Geits [ 11.10.2010 15:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
Миша писал(а): вопрос ребром - можно ли сделать одну из передач "фикс" - глухую ? У меня дружбан чет намутил с этой втулкой. Результат у него появилась нейтралка и задний ход |
Автор: | ВладМур [ 11.10.2010 21:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
Bill_Geits писал(а): У меня дружбан чет намутил с этой втулкой. Результат у него появилась нейтралка и задний ход Вот:http://xt.ht/phpbb/viewtopic.php?f=76&t=21495 |
Автор: | Димдимыч [ 20.03.2011 13:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
Други, а может есть где-то в тырнетах таблица по КПД планетарок на разных передачах? Или хотя бы основные принципы, типа, прямая передача - 100% (или близкое к этому значению), и что происходит с КПД (и в каких пределах) при повышении или понижении передачи? Конкретно у меня Нехус-8, хочу расчитать выбор звезд с таким расчетом, чтобы 4-я (прямая) использовалась как основная. Заодно, может кто знает, какая наименьшая звезда для этой втулки производится? |
Автор: | vovan [ 21.03.2011 00:55 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
Димдимыч писал(а): Други, а может есть где-то в тырнетах таблица по КПД планетарок на разных передачах? Или хотя бы основные принципы, типа, прямая передача - 100% (или близкое к этому значению), и что происходит с КПД (и в каких пределах) при повышении или понижении передачи? Конкретно у меня Нехус-8, хочу расчитать выбор звезд с таким расчетом, чтобы 4-я (прямая) использовалась как основная. Заодно, может кто знает, какая наименьшая звезда для этой втулки производится? Посмотри в моей теме предпоследнее сообщение на первой странице. Там есть графики по КПД в зависимости от мощности. Сам катаю на Альфине, тот же Нексус по передаточным числам. Вообще у нее пятая прямая, конкретно по Альфине данных по КПД по передачам не видел. Но стремление катать на прямой передаче правильное - подтвержено моей двухгодичной практикой. Причем иногда легче забраться в горку на прямой в силовом стиле, чем крутить по "правильному". На планетарке таки зависимость КПД от передачи по ощущениям значительная. Самая маленькая звезда на нее - 16, меньше не влезет просто, у меня есть 16 и 18. 18 ставлю в начале сезона и для плохих дорог, 16 - для хорошей дороги и формы. Передняя - 38. Но у меня найнер, тут все индивидуально - смотря какой вел и под какие задачи. |
Автор: | Димдимыч [ 24.03.2011 00:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
vovan писал(а): Там есть графики по КПД в зависимости от мощности. Не совсем понял суть этого графика. На какой передаче велись замеры? Мне кажется, график по КПД должен выглядеть более ступенчато. Тем более если максимальное значение КПД находится в середине "коробки", график должен иметь совсем иной вид. П.С.: да, перепутал, прямая передача все же 5-я; 4-я включается при настройке тросика. П.П.С.: а велосипеда на примете, и даже колеса пока никакого нет, просто втулка лежит и руки чешутся. |
Автор: | vovan [ 24.03.2011 12:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
Димдимыч писал(а): Не совсем понял суть этого графика. Читаем внимательно. vovan писал(а): Там есть графики по КПД в зависимости от мощности. Этот график при вдумчивом рассмотрении говорит лишь о том, что механические потери в велосипедной планетарке есть величина условно постоянная, а значит при увеличении мощности КПД возрастает. Что собственно и подтверждается практикой - мне лично проще на планетарке при езде в горку вломить хорошо, чем раскручивать правильный каденс - в итоге затраты энергии будут меньше (измерения не проводил, но все реально - с пульсомером). График зависимости КПД от передачи не встречал, но по ощущениям зависимость такая - чем больше передаточное отношение отклоняется от 1 - тем меньше КПД. Причем это справедливо как в сторону понижения, так и повышения. Интуитивное правило выбора звезд - если большинство затяжных горок у вас на пути берутся на пятой (прямой) передаче - все правильно. |
Автор: | Димдимыч [ 25.03.2011 01:12 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
vovan, спасибо, теперь ясно. |
Автор: | Baiker [ 26.10.2012 18:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
http://uabike.com/article/iron/test_pla ... ter_8.html Железо Тест планетарной втулки Shimano inter 8- неплохо описана работа планетарной втулки. |
Автор: | rast gasser [ 16.01.2013 19:44 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
здравствуйте, вопрос такой- как регулируется планетарка понимаю что тросом может где-то видео можна найти |
Автор: | ANDYBAZ [ 17.01.2013 17:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
rast gasser писал(а): понимаю что тросом может где-то видео можна найти Поройся здесь - http://velobig.ru/fm/viewtopic.php?f=9& ... b7753c26a6 Может чего и найдешь... |
Автор: | ANDYBAZ [ 11.02.2013 16:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Как работает планетарка |
Вдруг кому интересно - http://sdrv.ms/U9C0K7 Автор статьи - СКОБАРЬ с ресурса "ВелоПитер", надеюсь не заругается... |
Автор: | andr [ 21.07.2013 14:50 ] | |
Заголовок сообщения: | [Удалено] | |
|
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |